klastery- v-ekonomikeРазработчикам стратегии экономического развития известно, что объединение предприятий в кластеры или межфирменные деловые сети позволяет им повышать уровень инновационности и конкурентоспособности на рынке. Кластеры и сети позволяют малым и средним фирмам комбинировать преимущества малосерийного производства с крупномасштабным подходом.

Имеется много примеров процветания стран и регионов благодаря соответствующей целенаправленной политике развития и поддержки кластеров и деловых сетей властями как на местном, региональном, так и национальном уровнях, что будет показано в следующих главах.

Несколько иначе обстоит дело в случае, если формированием кластеров начинают заниматься крупные или даже транснациональные компании. Понятно, что они имеют ощутимые преимущества на мировых рынках, в то время как малые и средние компании по своему потенциалу не достигают эффективного оптимума, необходимого для организации соответствующих этапов производства продукции, маркетинга и последующей ее реализации. Зато последние имеют намного большую мобильность на рынке.

Деловые сети и кластеры фирм — это элементы глобализации одного порядка. Общих черт у них больше, чем различий.

Сеть можно определить как группу фирм, которые объединяются с целью использования своих особенностей, ресурсов, специфических преимуществ перед другими для общего функционирования при реализации совместных проектов развития. Таким образом, через специализацию и дополнение друг друга, объединившиеся в сеть фирмы решают общие проблемы и получают возможность достигать более высокой коллективной эффективности и производительности, успешнее завоевывать рынки.

Неформальные (мягкие) сети появляются в случае, если фирмы объединяются для решения ограниченного числа задач, скажем, для обмена информацией, идеями, образовательными программами (т. е. когда собирается много фирм и принимается мало обязательств). Формальные сети (твердые) возникают тогда, когда объединение ставит более серьезные, материальные цели. Например, предполагается осуществление совместного экспорта, создание в будущем совместного предприятия, и пр. (т.е. когда объединяется небольшое число фирм и проводится их жесткий отбор). Идея деловых сетей не нова. Их предшественниками были торговые ассоциации, клубы, консорциумы, группы лоббирования. Сети же явились продуктом 90-х годов. А те из сетей, целью которых стало производство добавленной стоимости, явились ключевыми компонентами в создании кластеров.

Кластеры, в отличие от деловых сетей, объединяют значительно более широкий круг участников, в том числе институты поддержки, производственные и коммерческие структуры, среди которых производители, поставщики компонентов, дистрибьюторы, а также региональные и национальные правительства. Возможна как отраслевая, так и географическая концентрация предприятий, входящих в кластер. Внутри кластеров практикуется возникновение сетевых структур как социального, так и коммерческого плана. Это создает, прежде всего, эффект потенциально конкурентных экономик, поскольку возникают пулы специализированных поставщиков сырья и компонентов, а также пулы компаний с инновационными технологиями. Кроме того, в рамках кластеров возникают деловые сети компаний, предоставляющих услуги в технической, административной и финансовой областях.

Кластеры создают уникальную почву для развития инновационной деятельности, повышения производительности и рентабельности сектора малых и средних предприятий. В условиях глобализации тем региональным структурам, которым не удается на основе кластерного анализа сформировать кластеры, грозит потеря конкурентоспособности и рыночной устойчивости. Однако нередко кластеры выступают как неформальные структуры. Активная кластеризация уменьшает изолированность компаний различного уровня (от малых до крупных структур), укрепляет межфирменные связи, ведет к росту производительности и инновационности.

Кластеры — истинное детище глобализации, повышая роль регионов, они создают основу для притока иностранных инвестиций, обучения широкого круга предпринимателей и мощного развития малого и среднего предпринимательства, повышения гибкости и мобильности компаний, создания широкого спектра сетевых структур. Кластеры одновременно выступают и как форум, в рамках которого ведется диалог между деловыми, правительственными и научными кругами о путях развития конкурентных преимуществ в рамках города, провинции, штата, страны и даже на наднациональном уровне.

Почему в современных условиях анализ кластеров позволяет лучше и четче понять проблемы и состояние экономики, чем через традиционный анализ производственных отраслей или секторов? Дело в том, что кластеры, как правило, состоят из комбинаций отраслей, которые вместе обеспечивают выпуск готовой продукции. В этом отношении кластеры играют роль не только эффективного инструмента организации производства, но и являются действенным способом накопления важных статистических данных в экономике, их обобщения и дальнейшей выработки решений по повышению конкурентоспособности производства. К тому же исследование кластеров как групп компаний, дает возможность более четко определить благоприятные возможности для координации совместного функционирования во имя конкурентного успеха в определенных областях бизнеса. Кластеры намного лучше, чем отрасли, соответствуют характеру современной конкуренции, поскольку они способны оптимальнее определять специфические требования заказчиков к конечной продукции или услугам, эффективнее обеспечивают распространение технологии, навыков, маркетинга, формирование важных связей, которые, в конечном счете, оказываются ключевыми в конкурентной борьбе, в повышении производительности и внедрении инноваций.

Если же продолжать искать пути повышения эффективности согласно отраслевому подходу, то, как правило, все сводится к лоббированию интересов при выделении субсидий или снижению налогового бремени для отдельных корпораций или секторов, что в итоге приводит к деформированию рынка и подавлению конкуренции.

Итак, развитие кластеров представляет собой сегодня один из важнейших путей развития мировой экономической системы, а наиболее важные конкурентные преимущества в глобальной экономике произрастают, как это ни парадоксально, из географического местоположения кластеров.

Категория: глобализация